Настольная игра «Ужас Аркхэма»

Выбрать регион доставки»
Подбор настольной игры по параметрам|Купить настольную игру Hobby World
от 1 870 руб.
Hobby World Воображарий
от 990 руб.
Hobby World Мафия
от 689 руб.
Десятое Королевство Морской бой
от 1 289 руб.
Educa Развиваем логику
от 549 руб.
Десятое Королевство Словодел
от 199 руб.
Десятое Королевство Шахматы
от 759 руб.
Десятое Королевство Шашки-нарды
от 2 160 руб.
Dojoy Фефекты фикции
от 1 050 руб.
Purple Cow гонки
от 960 руб.
Purple Cow змеи и лестницы
от 3 270 руб.
Tactic Скажи иначе
от 950 руб.
Десятое Королевство Мафия
от 780 руб.
Десятое Королевство Падающая башня
от 1 640 руб.
Десятое Королевство Паровозик
от 1 470 руб.
Десятое Королевство поле чудес
от 900 руб.
Десятое Королевство Русское лото
от 790 руб.
Десятое Королевство Теремок
от 850 руб.
Десятое Королевство Учись играя
от 850 руб.
Десятое Королевство Школа дошколят
от 770 руб.
Десятое Королевство Я читаю, я счи...

Настольная игра «Ужас Аркхэма»

Редкая игра в мире любителей настолок вызывает столь большой и смешанный поток эмоций, как «Ужас Аркхэма». С одной стороны, это игра-эталон, которая является самой популярной в классе «ужастиков» американского стиля и через призму которой оценивают другие игры класса. С другой стороны, количество негативных отзывов в любом обзоре чрезвычайно велико. Мы попробуем разобраться, как оба этих факта умудряются гармонично сочетаться в одной игре.

«Ужас Аркхэма» построена на произведениях американского писателя Говарда Лавкрафта, одного из классиков магического реализма и мастеров ужаса. Если вдруг кто не знает, именно Лавкрафт придумал такого популярного в Рунете персонажа, как Ктулху. Его произведения просто идеально подошли для создания игры американского стиля, в которых упор делается не на механику, а на атмосферу и эмоции во время игры.

Историю «Ужаса Аркхэма» можно отсчитывать с 1987 года, когда была выпущена первая игра по произведениям Лавкрафта, которая называлась «Зов Ктулху». В современной версии от прародителя остались только идея да сюжет, в остальном игра полностью переработана, стала более красочной, сложной, насыщенной и долгой.

 

Сюжет

События игры разворачиваются в 1926 году в вымышленном городке Аркхэм, штат Массачусетс. По непонятной причине в нем стали открываться врата в ужасные миры, из которых периодически вылезают монстры настолько страшные, что их почти невозможно описать. Группа отважных горожан (в игре их называют сыщиками) не растерялась и готова дать отпор демонам, но она не знает, что эти твари только авангард войска тьмы, а главный бой их ждет, когда в наш мир проникнет Древний - настоящий гений зла, победить которого практически невозможно. Цель игроков - остаться в живых и спасти мир. Для этого им придется продемонстрировать все свое мастерство в магии и обращении с оружием, проявить стойкость характера, а также самим отправиться в странные и ужасные миры.

Если отбросить вопрос, откуда взялись эти силы зла и почему решили напасть на бедный Аркхэм, то игра окажется довольно логичной. Игроки действуют в команде, ходы монстров прописаны правилами, но вполне оправданны, функции зданий и помещений выполняют именно те действия, что и в настоящей жизни. А главное - игра постоянно генерирует чувство страха и безысходности, причем не только страшными названиями и рисунками монстров, но и самой механикой.

 

Комплектация, стартовый набор

«Ужас Аркхэма» - очень проработанная игра, однако в коробке находится умеренное количество компонентов. Есть куда более простые, но в то же время детализированные игры. Самый массовый элемент «Ужаса Аркхэма» - карточки и жетоны состояния исследователей. Их по 189, чтобы хватило, даже когда игра ведется ввосьмером. Карт Древних чуть меньше - 180. Кроме того, в коробке есть большое игровое поле, 16 листов исследователей и соответствующие им жетоны с подставками, 8 листов и 20 жетонов Древних, 60 жетонов монстров, 16 жетонов врат, да и немного жетонов других типов. Для такой подробной игры, как «Ужас Аркхэма», это весьма умеренно, хотя места за столом все равно требуется много, из-за того что игровое поле большое.

Каждый игрок перед началом раунда должен выбрать себе персонажа и взять соответствующую карточку. Для погружения в атмосферу рекомендуется прочитать мини-историю на обратной стороне карточки. Она расскажет о том, как этот герой попал в Аркхэм. Наличие таких историй о всех персонажах говорит о хорошей литературной основе игры и свидетельствует о заботе разработчиков о достоверности и реалистичности.

Перед игрой необходимо также взять жетоны здоровья и психического состояния, а также слайдерами определить умения для стартового хода. «Ужас Аркхэма» оригинальна тем, что, во-первых, тут параметры персонажей парные и увеличение одного ведет к снижению второго, а во-вторых, менять соотношение можно перед каждым ходом. У любого персонажа есть стартовый набор предметов и навыков, которые ему потребуются в игре (они обозначаются карточками), но он довольно скромный и «затариться» оружием - одна из первоочередных задач игрока.

Большую часть игрового поля представляет собой план-схема Аркхэма, на которой отмечены улицы, а также различные строения. Кроме того, на ней есть кусочки других измерений, в которые игрокам придется погружаться, чтобы закрывать врата, а также поля для хранения фишек и жетонов.

Путь к победе очень прост - нужно либо запечатать все врата, через которые в наш мир проникают монстры, либо, если врат стало очень много и через них прошел Древний, убить этого самого Древнего. На словах довольно легко, но на деле задача очень сложная.

 

Механика игры

Тех, кто только планирует сыграть свою первую партию в «Ужас Аркхэма», стоит предупредить - правила игры не просто сложные, а очень сложные. Разобраться с первого раза практически нереально. Что говорить, если даже опытные игроки, проведшие не по одному десятку партий, не могут с уверенностью сказать, что понимают все нюансы. Коварство правил еще и в том, что они очень часто идут вразрез с обычной человеческой логикой, поэтому действия, которые кажутся понятными и закономерными, оказываются неправильными. Главной проблемой освоения правил является не понимание механики игры, а внимательное соблюдение нюансов и пресекание появления своих правил. Хотя автор обзора знает примеры долгой и успешной игры в «Ужас Аркхэма» людьми, которые не до конца поняли, что и как в ней делать, это все-таки исключение. Правильный баланс и атмосфера достигаются, только если педантично следовать всем нюансам.

Высокая сложность правил не просчет разработчиков, а логичный итог попытки сделать игровой процесс более глубоким. В правилах даже видна попытка классифицировать систему.

Скажем, ход в игре довольно четко разбит на пять фаз. В первой - игроки прикидывают свои действия в ходу, так сказать, строят планы на день, а для этого перемещают слайдеры навыков. Если нужно много ходить - значит, увеличиваем скорость в ущерб скрытности и так далее.

Вторая фаза - непосредственно ход, в который происходят перемещение между локациями, покупка в магазинах, использование порталов, восстановление здоровья и другие предусмотренные правилами действия. Также можно сразиться с монстром.

Третья и четвертая части хода - так называемые фазы событий. Игроки, оказавшиеся в локациях или других мирах, тянут карты контактов. Там может быть как хорошее, так и плохое. В нашем мире обычно все-таки попадается что-то более-менее положительное, а вот в других мирах - проблем от этих карт не оберешься. Чтобы закрыть портал, нужно выдержать две такие карты.

Последняя часть хода - для потусторонних сил. Именно в этот временной отрезок появляются новые порталы и из них выходят монстры, а уже имеющиеся - ходят по специальной автоматической механике. На словах выглядит довольно просто, но количество деталей таково, что в них может скрыться даже не один дьявол.

Отметим ряд особенностей игровой механики. «Ужас Аркхэма» напоминает словесные ролевые игры тем, что многое в ней отдано на откуп кубикам. Даже показатели персонажей не что иное, как количество кубиков, которые необходимо пробрасывать. Естественно, в дело вступают различные модификаторы и корректируют базовое число, но сложность той или иной задачи все равно задается сочетанием количества кубиков с количеством успешных («пятерка» или «шестерка») результатов. Ситуаций, в которых требуется проброс, очень много, и к концу игры это действие начинает надоедать. К примеру, встреча с монстром выглядит для героя так. Сначала он пробует убежать и пробрасывает на скрытность, если не пробросил - пробует сражаться, но сначала пробрасывает на волю, чтобы проверить, не испугался ли, и если пробросил, то бросает еще раз, теперь уже на силу, чтобы проверить убил или не убил. К постоянным броскам нужно быть готовым.

Важную роль в игре играют уровень ужаса и все связанные с ним параметры. У игроков есть навык «Воля», а в списке локаций города есть даже такое заведение, как психиатрическая больница, где можно вылечить обезумевшего персонажа; кроме того, общее количество ужаса в городе переключает игровые режимы.

Важной отличительной чертой всех игр американского стиля вообще и «Ужаса Аркхэма» в частности является сложность победы. Для создания атмосферы ужаса важно, чтобы игроки постоянно были с мыслями, что их сейчас всех убьют, а выиграть нереально. При этом зачастую оказывается, что ситуация не настолько критическая, как это показалось с первого взгляда. Хотя нельзя не признать, что выиграть в «Ужас Аркхэма» действительно сложно, причем способом закрытия порталов это сделать проще, чем убийством Древнего. Боссы почти неубиваемые, и если до них дошло, то ситуация у сыщиков сложная.

«Ужас Аркхэма» рассчитана на состав игроков от 1 до 8 человек. Несмотря на то что игра корпоративная, а все персонажи действуют в команде и помогают друг другу, по общему мнению, играть малым составом интереснее, чем большим. Меньше сутолоки и сложнее выиграть, ведь прокачка персонажей происходит не так стремительно. В ТТХ игры говорится о продолжительности партии от 1,5 до 3 часов, но это довольно оптимистичный прогноз. Даже опытные игроки на партию выделяют по 3,5-4 часа, тогда как новичкам, постоянно сверяющимся с правилами, нужно заготовить еще больше времени.

 

Выводы

«Ужас Аркхэма» - редкий пример игры, у которой как достоинства, так и недостатки лежат на поверхности и совершенно очевидны. Это очень бескомпромиссная игра, она четко делит своих поклонников и противников на два лагеря.

Любители длинных партий в так называемый америтреш получат в «Ужасе Аркхэма» именно то, что хотели, - долгую, полную случайностей игру, в которой победить не так просто. Часто в «Ужас Аркхэма» играют не для результата, а для получения удовольствия от процесса, ведь игра обостряет эмоции, нагоняет страх, создает атмосферу безысходности. Впрочем, и любителям стратегических комбинаций есть где развернуться, механика игры очень глубокая и тщательное планирование действий также может доставлять удовольствие.

В достоинства игры запишем и хорошее техническое исполнение локализованной версии, наличие большого количества дополнений, также доступных русскоязычным игрокам. Положительно сказывается и отличный литературный бэкграунд. Лавкрафт, конечно, писатель на любителя, но наличие основы благоприятно сказывается на проработанности персонажей и сюжета, и это невозможно не признать. Цену в 2500 рублей за столь большую и проработанную игру тоже можно отнести к плюсам.

Минусы, впрочем, не менее серьезны. Игру называют убийцей времени, и не случайно: партии не просто длинные, но и зачастую бесполезно длинные. Проработка тактики и стратегии тонет в постоянных бросках кубиков, а общий уровень рандома иногда обескураживает. При этом раз на раз не приходится - и за действительно интересной и увлекательной партией может последовать скучная. Даже фанаты отмечают, что в игре много бессмысленных механических действий, которые не добавляют ей динамичности. Ну и сложность освоения правил тоже нужно иметь в виду. Необходимость изучать многочисленные нюансы наверняка не раз послужила причиной бросать партии в «Ужас Аркхэма».

Итоги получаются очень простыми. Если вы большой любитель америтреша, то вам следует исходить из того, что «Ужас Аркхэма» - это признанная классика и игра для вас однозначно из серии «маст хэв». Но подойдет она именно фанатам: игроки, предпочитающие спокойные стратегические игры, вряд ли получат большое удовольствие.

13.04.2015 Александр Нечаев

Все статьи


Подбор настольной игры по параметрам
от 1 870 руб.
Hobby World Воображарий
от 990 руб.
Hobby World Мафия
от 689 руб.
Десятое Королевство Морской бой
от 1 289 руб.
Educa Развиваем логику
от 549 руб.
Десятое Королевство Словодел
от 199 руб.
Десятое Королевство Шахматы
от 759 руб.
Десятое Королевство Шашки-нарды
от 2 160 руб.
Dojoy Фефекты фикции
от 1 050 руб.
Purple Cow гонки
от 960 руб.
Purple Cow змеи и лестницы
от 3 270 руб.
Tactic Скажи иначе
от 950 руб.
Десятое Королевство Мафия
от 780 руб.
Десятое Королевство Падающая башня
от 1 640 руб.
Десятое Королевство Паровозик
от 1 470 руб.
Десятое Королевство поле чудес
от 900 руб.
Десятое Королевство Русское лото
от 790 руб.
Десятое Королевство Теремок
от 850 руб.
Десятое Королевство Учись играя
от 850 руб.
Десятое Королевство Школа дошколят
от 770 руб.
Десятое Королевство Я читаю, я счи...
Оставить комментарий
Подберите настольную игру из 80 предложений
Популярные игры:
Рекомендуемый возраст:
Средняя продолжительность игры (минуты):
Максимальное количество участников:
Развивающие функции
Торговая марка / бренд настольной игры
Все торговые марки
Материалы


Обзоры и тесты

Десять настольных игр для отдыха на природе

Настольная игра – приятный повод собрать приятную компанию. И сделать это можно не только дома. Тем более что пришла именно та пора, когда дома не сидится совершенно, – лето. Так почему бы, собираясь устроить отдых на природе, не взять с собой хорошую игру, которая развлечёт всех присутствующих? О настолках, которые подойдут для такого случая, идёт речь в нашем обзоре.
  • Комментариев: 1
  • Голосование: +6

Настольные игры для вечеринок

Чем развлечь гостей на вечеринке, когда ужин уже оценили по достоинству, а последние новости обсудили? Предложите им поиграть. Подвижные игры – не совсем подходящий формат для городской квартиры, а вот настольные – отличный способ продолжить общение в необычном, но очень увлекательном ключе. Осталось выбрать игру.
  • Голосование: +2

Настольная игра Codenames

В прошлом году яркая коробочка с надписью «Codenames» привлекла внимание всех, кто хоть немного интересуется настольными играми. Выходу новинки предшествовала активная реклама, а как только она появилась в продаже, обзоры и частные мнения просто заполонили Интернет. Шпионская тема, словесные ассоциации, командная работа – как воплощается всё это в «Кодовых именах», мы расскажем в нашем обзоре.

    Настольная игра «7 самураев»

    Отзывы на игру «7 самураев» очень странные – такое впечатление, что игроки не могут сформулировать и понять суть игры: вроде все у нее хорошо, а все равно что-то не так. Нам стало интересно, и мы решили сами попробовать в нее поиграть. В чем главная особенность этой настолки, которая превращает ее в игру не для всех, мы рассказываем в нашем обзоре.
    • Голосование: +2

    Настольная игра "Мистериум"

    Тайна делает притягательной любую историю, наблюдаем ли мы этот сюжет на экране или на страницах книги. Нераскрытые преступления, загадочные исчезновения, непонятные знаки. Но если хочется не просто следить за всем этим, затаив дыхание, а быть участником событий, то самый простой, а главное, безопасный способ – это игра. Например, настольная игра «Мистериум».
    • Голосование: +4

    Настольная игра Z-Game

    Z-Game резко ворвалась в мир российских любителей настольных игр, быстро пройдя статус «еще одной игры про зомби» и завоевав свою группу поклонников. Тем более что игра постоянно развивается. Выпущена уже вторая версия, которая учла многие недостатки оригинала. Мы изучали как раз такую модификацию. Чем она интересна, сколько стоит и игрокам какого плана подойдет – можно узнать из нашего обзора.
    • Голосование: +5

    Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса

    В заключительной части обзора настольной игры «О мышах и тайнах» я расскажу об интересных особенностях игрового процесса. Вы узнаете о таких нехарактерных для настолок вещах, как система достижений, встроенные мини-игры и комбинирование предметов друг с другом. А еще я раскрою пару необычных способов использования сыра.
    • Голосование: +18

    Все статьи в рубрике «Настольные игры»

    Размещение товарных предложений Личный кабинет

    Карта раздела

    © 2008 - 2024   ООО «Поиск-Подбор», г. Москва, ул. Кантемировская, д. 58