Настольная игра «Ужас Аркхэма» Редкая игра в мире любителей настолок вызывает столь большой и смешанный поток эмоций, как «Ужас Аркхэма». С одной стороны, это игра-эталон, которая является самой популярной в классе «ужастиков» американского стиля и через призму которой оценивают другие игры класса. С другой стороны, количество негативных отзывов в любом обзоре чрезвычайно велико. Мы попробуем разобраться, как оба этих факта умудряются гармонично сочетаться в одной игре. «Ужас Аркхэма» построена на произведениях американского писателя Говарда Лавкрафта, одного из классиков магического реализма и мастеров ужаса. Если вдруг кто не знает, именно Лавкрафт придумал такого популярного в Рунете персонажа, как Ктулху. Его произведения просто идеально подошли для создания игры американского стиля, в которых упор делается не на механику, а на атмосферу и эмоции во время игры. Историю «Ужаса Аркхэма» можно отсчитывать с 1987 года, когда была выпущена первая игра по произведениям Лавкрафта, которая называлась «Зов Ктулху». В современной версии от прародителя остались только идея да сюжет, в остальном игра полностью переработана, стала более красочной, сложной, насыщенной и долгой.
Сюжет События игры разворачиваются в 1926 году в вымышленном городке Аркхэм, штат Массачусетс. По непонятной причине в нем стали открываться врата в ужасные миры, из которых периодически вылезают монстры настолько страшные, что их почти невозможно описать. Группа отважных горожан (в игре их называют сыщиками) не растерялась и готова дать отпор демонам, но она не знает, что эти твари только авангард войска тьмы, а главный бой их ждет, когда в наш мир проникнет Древний - настоящий гений зла, победить которого практически невозможно. Цель игроков - остаться в живых и спасти мир. Для этого им придется продемонстрировать все свое мастерство в магии и обращении с оружием, проявить стойкость характера, а также самим отправиться в странные и ужасные миры. Если отбросить вопрос, откуда взялись эти силы зла и почему решили напасть на бедный Аркхэм, то игра окажется довольно логичной. Игроки действуют в команде, ходы монстров прописаны правилами, но вполне оправданны, функции зданий и помещений выполняют именно те действия, что и в настоящей жизни. А главное - игра постоянно генерирует чувство страха и безысходности, причем не только страшными названиями и рисунками монстров, но и самой механикой.
Комплектация, стартовый набор «Ужас Аркхэма» - очень проработанная игра, однако в коробке находится умеренное количество компонентов. Есть куда более простые, но в то же время детализированные игры. Самый массовый элемент «Ужаса Аркхэма» - карточки и жетоны состояния исследователей. Их по 189, чтобы хватило, даже когда игра ведется ввосьмером. Карт Древних чуть меньше - 180. Кроме того, в коробке есть большое игровое поле, 16 листов исследователей и соответствующие им жетоны с подставками, 8 листов и 20 жетонов Древних, 60 жетонов монстров, 16 жетонов врат, да и немного жетонов других типов. Для такой подробной игры, как «Ужас Аркхэма», это весьма умеренно, хотя места за столом все равно требуется много, из-за того что игровое поле большое. Каждый игрок перед началом раунда должен выбрать себе персонажа и взять соответствующую карточку. Для погружения в атмосферу рекомендуется прочитать мини-историю на обратной стороне карточки. Она расскажет о том, как этот герой попал в Аркхэм. Наличие таких историй о всех персонажах говорит о хорошей литературной основе игры и свидетельствует о заботе разработчиков о достоверности и реалистичности. Перед игрой необходимо также взять жетоны здоровья и психического состояния, а также слайдерами определить умения для стартового хода. «Ужас Аркхэма» оригинальна тем, что, во-первых, тут параметры персонажей парные и увеличение одного ведет к снижению второго, а во-вторых, менять соотношение можно перед каждым ходом. У любого персонажа есть стартовый набор предметов и навыков, которые ему потребуются в игре (они обозначаются карточками), но он довольно скромный и «затариться» оружием - одна из первоочередных задач игрока. Большую часть игрового поля представляет собой план-схема Аркхэма, на которой отмечены улицы, а также различные строения. Кроме того, на ней есть кусочки других измерений, в которые игрокам придется погружаться, чтобы закрывать врата, а также поля для хранения фишек и жетонов. Путь к победе очень прост - нужно либо запечатать все врата, через которые в наш мир проникают монстры, либо, если врат стало очень много и через них прошел Древний, убить этого самого Древнего. На словах довольно легко, но на деле задача очень сложная.
Механика игры Тех, кто только планирует сыграть свою первую партию в «Ужас Аркхэма», стоит предупредить - правила игры не просто сложные, а очень сложные. Разобраться с первого раза практически нереально. Что говорить, если даже опытные игроки, проведшие не по одному десятку партий, не могут с уверенностью сказать, что понимают все нюансы. Коварство правил еще и в том, что они очень часто идут вразрез с обычной человеческой логикой, поэтому действия, которые кажутся понятными и закономерными, оказываются неправильными. Главной проблемой освоения правил является не понимание механики игры, а внимательное соблюдение нюансов и пресекание появления своих правил. Хотя автор обзора знает примеры долгой и успешной игры в «Ужас Аркхэма» людьми, которые не до конца поняли, что и как в ней делать, это все-таки исключение. Правильный баланс и атмосфера достигаются, только если педантично следовать всем нюансам. Высокая сложность правил не просчет разработчиков, а логичный итог попытки сделать игровой процесс более глубоким. В правилах даже видна попытка классифицировать систему. Скажем, ход в игре довольно четко разбит на пять фаз. В первой - игроки прикидывают свои действия в ходу, так сказать, строят планы на день, а для этого перемещают слайдеры навыков. Если нужно много ходить - значит, увеличиваем скорость в ущерб скрытности и так далее. Вторая фаза - непосредственно ход, в который происходят перемещение между локациями, покупка в магазинах, использование порталов, восстановление здоровья и другие предусмотренные правилами действия. Также можно сразиться с монстром. Третья и четвертая части хода - так называемые фазы событий. Игроки, оказавшиеся в локациях или других мирах, тянут карты контактов. Там может быть как хорошее, так и плохое. В нашем мире обычно все-таки попадается что-то более-менее положительное, а вот в других мирах - проблем от этих карт не оберешься. Чтобы закрыть портал, нужно выдержать две такие карты. Последняя часть хода - для потусторонних сил. Именно в этот временной отрезок появляются новые порталы и из них выходят монстры, а уже имеющиеся - ходят по специальной автоматической механике. На словах выглядит довольно просто, но количество деталей таково, что в них может скрыться даже не один дьявол. Отметим ряд особенностей игровой механики. «Ужас Аркхэма» напоминает словесные ролевые игры тем, что многое в ней отдано на откуп кубикам. Даже показатели персонажей не что иное, как количество кубиков, которые необходимо пробрасывать. Естественно, в дело вступают различные модификаторы и корректируют базовое число, но сложность той или иной задачи все равно задается сочетанием количества кубиков с количеством успешных («пятерка» или «шестерка») результатов. Ситуаций, в которых требуется проброс, очень много, и к концу игры это действие начинает надоедать. К примеру, встреча с монстром выглядит для героя так. Сначала он пробует убежать и пробрасывает на скрытность, если не пробросил - пробует сражаться, но сначала пробрасывает на волю, чтобы проверить, не испугался ли, и если пробросил, то бросает еще раз, теперь уже на силу, чтобы проверить убил или не убил. К постоянным броскам нужно быть готовым. Важную роль в игре играют уровень ужаса и все связанные с ним параметры. У игроков есть навык «Воля», а в списке локаций города есть даже такое заведение, как психиатрическая больница, где можно вылечить обезумевшего персонажа; кроме того, общее количество ужаса в городе переключает игровые режимы. Важной отличительной чертой всех игр американского стиля вообще и «Ужаса Аркхэма» в частности является сложность победы. Для создания атмосферы ужаса важно, чтобы игроки постоянно были с мыслями, что их сейчас всех убьют, а выиграть нереально. При этом зачастую оказывается, что ситуация не настолько критическая, как это показалось с первого взгляда. Хотя нельзя не признать, что выиграть в «Ужас Аркхэма» действительно сложно, причем способом закрытия порталов это сделать проще, чем убийством Древнего. Боссы почти неубиваемые, и если до них дошло, то ситуация у сыщиков сложная. «Ужас Аркхэма» рассчитана на состав игроков от 1 до 8 человек. Несмотря на то что игра корпоративная, а все персонажи действуют в команде и помогают друг другу, по общему мнению, играть малым составом интереснее, чем большим. Меньше сутолоки и сложнее выиграть, ведь прокачка персонажей происходит не так стремительно. В ТТХ игры говорится о продолжительности партии от 1,5 до 3 часов, но это довольно оптимистичный прогноз. Даже опытные игроки на партию выделяют по 3,5-4 часа, тогда как новичкам, постоянно сверяющимся с правилами, нужно заготовить еще больше времени.
Выводы «Ужас Аркхэма» - редкий пример игры, у которой как достоинства, так и недостатки лежат на поверхности и совершенно очевидны. Это очень бескомпромиссная игра, она четко делит своих поклонников и противников на два лагеря. Любители длинных партий в так называемый америтреш получат в «Ужасе Аркхэма» именно то, что хотели, - долгую, полную случайностей игру, в которой победить не так просто. Часто в «Ужас Аркхэма» играют не для результата, а для получения удовольствия от процесса, ведь игра обостряет эмоции, нагоняет страх, создает атмосферу безысходности. Впрочем, и любителям стратегических комбинаций есть где развернуться, механика игры очень глубокая и тщательное планирование действий также может доставлять удовольствие. В достоинства игры запишем и хорошее техническое исполнение локализованной версии, наличие большого количества дополнений, также доступных русскоязычным игрокам. Положительно сказывается и отличный литературный бэкграунд. Лавкрафт, конечно, писатель на любителя, но наличие основы благоприятно сказывается на проработанности персонажей и сюжета, и это невозможно не признать. Цену в 2500 рублей за столь большую и проработанную игру тоже можно отнести к плюсам. Минусы, впрочем, не менее серьезны. Игру называют убийцей времени, и не случайно: партии не просто длинные, но и зачастую бесполезно длинные. Проработка тактики и стратегии тонет в постоянных бросках кубиков, а общий уровень рандома иногда обескураживает. При этом раз на раз не приходится - и за действительно интересной и увлекательной партией может последовать скучная. Даже фанаты отмечают, что в игре много бессмысленных механических действий, которые не добавляют ей динамичности. Ну и сложность освоения правил тоже нужно иметь в виду. Необходимость изучать многочисленные нюансы наверняка не раз послужила причиной бросать партии в «Ужас Аркхэма». Итоги получаются очень простыми. Если вы большой любитель америтреша, то вам следует исходить из того, что «Ужас Аркхэма» - это признанная классика и игра для вас однозначно из серии «маст хэв». Но подойдет она именно фанатам: игроки, предпочитающие спокойные стратегические игры, вряд ли получат большое удовольствие. |
13.04.2015
Все статьи
Десять настольных игр для отдыха на природе
Настольные игры для вечеринок
Настольная игра Codenames
Настольная игра «7 самураев»
Настольная игра "Мистериум"
Настольная игра Z-Game
Настольная игра «О мышах и тайнах»: особенности процесса
Размещение товарных предложений Личный кабинет